3 марта в торговом центре «Марс» произошел неприятный инцидент — жительница Первоуральска Светлана Колесникова стала участницей конфликта на подземной парковке ТЦ. Охранник запретил Свете и ее мужу оставлять автомобиль на территории паркинга.
— В наши торговые центры я езжу крайне редко. Это всегда какое-то раздражение: мало того, что выбор никакой, и всегда возникает проблема — где ты будешь оставлять машину, парковаться, — рассказывает Светлана, — и в очередной раз мои опасения оправдались.
Мест на уличной парковке не оказалось. Соседние дворы тоже были забиты автомобилями. Вариант уехать супруги не рассматривали — для покупки детской игрушки им нужно было посетить один из бутиков именно этого торгового центра.
Светлана Колесникова. Фото Анны Неволиной
— Памятуя о том, что летом мы спокойно оставляли машину на подземном паркинге на 10-15 минут, этого нам было достаточно, чтобы быстро совершить покупку, мы заехали на парковку под «Марсом», — продолжает Светлана. — Места были, но нужно отметить, что паркинг с тех пор, как я там была, стал намного меньше. Я попросила супруга решить вопрос с охранником — мы готовы были даже заплатить небольшую сумму за несколько минут стоянки.
Но ситуация, по словам Колесниковой, повернулась в другую сторону.
— Муж обратился с просьбой, объяснил, что нам необходимо в торговый центр на 10-15 минут. Охранник ответил: «Убирай машину». Я осталась в автомобиле, слушаю, чем история закончится. Охранник, по общению — абсолютное быдло, стоял на своем. Я слышу такого рода диалог и понимаю, что оставаться в стороне больше не получится, — вспоминает Света. — Я высунулась и говорю: «Извините, пожалуйста, можно мы поставим здесь машину». Тот отвечает в таком формате: «Солнышко, ты, может быть, оглохла, но я уже сказал, что здесь машину ставить нельзя». Я напомнила, что когда ТЦ «Марс» сдавался в эксплуатацию, обязательным условием был подземный паркинг для посетителей этого торгового центра. Охранник перешел на «ты», и сказал: «Ты не поняла? Убирай машину». Я попросила телефон директора парковки.
Охранник парковки не разрешил оставить машину на стоянке. Фото предоставлено Светланой Колесниковой
По словам Светланы, охранник со своего сотового набрал некоего «Михалыча».
Чтобы понять, кто же, по мнению арендаторов территории паркинга, может там парковаться, мы обратились к Николаю Перевалову. Однако мужчина на контакт не пошел, заявив, что может пообщаться только лично. Без камер и диктофонов. После напоминания о том, что журналисты без диктофона не разговаривают, перешел на повышенные тона и отказался от встречи. Кроме того, в телефонном разговоре Николай Михайлович всячески отрицал свою причастность к ТЦ, ссылаясь на ответственных лиц — администрацию «Марса».
— «Михалыч, ты занят? Тут какая-то ******* хочет с тобой поговорить», — произнес он и дал трубку, — говорит Света. — Уже позже я узнала, что это Николай Михайлович Перевалов, арендатор парковки. Николай Михайлович не намерен был решать проблему, он намерен был усугубить конфликт, и начал оперировать различными терминами: частная собственность, аренда, зачем-то — сервитут, паспортные и персональные данные, и прочие умные слова, где он когда-то слышал или читал. Мы продолжили разговор уже на повышенных тонах. У меня развеялись все иллюзии, что мы останемся на этой парковке, но я пыталась выяснить его договорные отношения с руководством ТЦ. У меня возникла претензия, и я пыталась понять, кому ее озвучивать — арендатору парковки или директору «Марса».
Разговор закончил охранник. Как вспоминает Света, тот залез в машину семьи, поставил колено на сиденье водителя и сказал: «Отдавай телефон». Светлана с мужем поняли, что дело принимает иной оборот, и уехали с парковки.
Колесникова не остановилась на местечковых разборках с арендаторами. 6 марта Светлана отдала заявление в прокуратуру:
— Я считаю, что вся история с торговыми центрами в нашем городе должна быть приведена в нормальное русло. Один день простоя торгового центра стоит порядка миллиона. Те деньги, которые ТЦ зарабатывают за аренду паркинга, не идут ни в какое сравнение с теми, которые стоит простой. И я хочу, чтобы паркинги были такими, какими они должны быть по проекту. И пусть специально обученные люди придумают решение этой проблемы.
Прояснить статус парковки нам помог директор проектного бюро «Проект-12» Станислав Анфиногенов.
Директор проектного бюро Станислав Анфиногенов. Фото Анны Неволиной
— Торговый центр начали строить в 2007 году — тогда был разработан эскизный проект, согласован. Согласован он был как четырехэтажный с подземным паркингом. Три этажа — торгово-офисные, условно говоря, цоколь — подземный паркинг. Подземный паркинг по проекту предназначен для посетителей торгового центра, — прокомментировал Станислав Вячеславович.
Площадь здания ТЦ «Марс» по грубым подсчетам — 60*60, это 14 тысяч квадратных метров на четыре этажа. -10% на конструкции, остается 12 тысяч. 50% из них — на паркинг и хозбытовые помещения. Паркинг должен иметь площадь 5-6 тысяч квадратных метров. Согласно СНиПам, на такую площадь должно приходиться как минимум 126 парковочных мест.
По факту — 70-80, и те — не на земельном участке торгового центра. Сам торговый центр, согласно кадастровой карте, имеет территорию, ограниченную только зданием.
Фото Анны Неволиной
Согласно разработанному проекту, который прошел госэкспертизу, паркинг был. Комиссия пришла, по зданию прошла, все устроило — назначение соблюдено — дается разрешение на эксплуатацию. Уже после этого часть паркинга перевели под нежилые помещения, тем самым значительно уменьшили его парковочную площадь. Оставшиеся машиноместа теперь сдаются в аренду. Ни одного автомобиля здесь не паркуют бесплатно.
Но законно ли это, как и перевод паркинга под торговые площади? Отвечает Станислав Анфиногенов:
— Если собственник здания переделывает парковку под торговые площади, он должен написать обращение на имя главы. Теоретически, здесь должно было быть также, как проводят перепланировку в обычных квартирах — есть проект перепланировки, заявление, нужно согласование. Как это происходило на самом деле в торговом центре «Марс» — я не знаю.
В наше распоряжение попал план ТЦ от БТИ. Перепланировки на нем нет. А это значит, как отмечают эксперты, что при возможных рисках и чрезвычайных ситуациях, будь то пожар и прочее, могут пострадать люди. Чтобы этого не случилось, необходима повторная экспертиза, которая официально подтвердит безопасность изменения функционального назначения объекта.
А пока — парковка закрыта для посторонних в обход всех норм и правил, людям хамят, посетители теоретически могут пострадать в случае возникновения ЧС, ведь даже пожарные не смогут подъехать к зданию, вокруг которого буквально на каждом метре запаркованы автомобили.
Любовь Некрасова, заместитель прокурора Первоуральска:
— К нам поступило заявление о возможных нарушениях со стороны торгового центра «Марс» об отказе в предоставлении предусмотренного проектом места для парковки транспортных средств. Мы назначаем проверку, будем запрашивать документы проектные, которые есть у «Марса», и которыми владеет администрация городского округа Первоуральск, и выяснять законность и соответствие проектной документации тех парковочных мест.
В 2014 году «Городским вестям» ситуацию с парковкой у ТЦ «Марс» комментировал бывший тогда начальником ГИБДД Первоуральска Павел Терещенко:
— Заявления о нарушениях ПДД возле ТЦ «Марс» поступают постоянно. «Марс» — точка преткновения. Понятно, что наряды ГИБДД работают на более напряженных участках. Причина в том, что при строительстве ТЦ «Марс» не было соблюдено правило, что требуется оборудовать стоянку на определенное количество парковочных мест. С ГИБДД этот вопрос не согласовывали. Здесь надо проверять, насколько реальность отличается от того, что заявляли в проекте хозяева центра. Потому что на картинке может быть одно, а в действительности — совсем другое. Видимо, определенные должностные лица не доработали этот вопрос до конца, не сделали так, как это должно быть.