В минувшую субботу, 3 марта, в Инновационном культурном центре стартовал проект «Поэтическая лаборатория». Первый семинар был посвящен малым поэтическим формам и носил название «Лаборатория микро- и нанопоэзии». Пока программа семинаров расписана на полгода. Станут ли любители поэзии собираться после, покажет время. А пока расскажем, как прошла первая встреча.
— С моей стороны, это чистая авантюра, — призналась инициатор «Поэтической лаборатории», первоуральский журналист Лариса Прудникова, — на моем счету — только небольшие поэтические междусобойчики, когда заранее знаешь, кто придет. А мысль выйти на областную площадку пришла внезапно.
За десять минут до начала мероприятия в зале было пусто. Только Лариса мерила шагами пространство и то проверяла готовность техники, то «добывала» воду для участников. Однако ко времени «Х» в зале-таки собралось порядка двух десятков человек.
Фото Анны Неволиной
Как и все семинары, «Лаборатория микро- и нанопоэзии» содержала теоретическую часть. Лариса Прудникова рассказывала о появлении всех заметных «представителей» современной микропоэзии и, естественно, приводила примеры.
Так, стишки-пирожки появились на просторах рунета в 2003 году. А их первыми авторами стали любители хокку. Самые первые стишки в этом жанре были написаны Владиславом Кунгуровым, были посвящены еде и назывались «Пирожки». Это и дало наименование всему жанру в целом. Со временем стишки, написанные белым четырехстопным ямбом, без прописных букв и знаков препинания, приобрели бешеную популярность среди интернет-пользователей.
Фото Анны Неволиной
как женщины несовершенны
подтяжка пилинг макияж
завивка маникюр укладка
я лысину протёр и бог
ну маленький открой же ротик
в слезах с трясущейся губой
глядит на жало бормашины
майор спецназа гру
пройдя в сочельник по деревне
аркадий наколядовал
две сковородки три полена
и двадцать семь заткнись урод
Как пояснила Лариса Прудникова, отсутствие рифмы в данном случае является одним из выразительных средств наряду с отсутствием пунктуации. Отсутствие рифмы создает эффект неожиданности, когда ты заранее не предполагаешь, как развернет автор предложенный минисюжет. А отсутствие запятых, точек, тире и прочих знаков препинания дают возможность по-разному достраивать смысл, создавая своеобразную пищу для ума.
Организатор встречи Лариса Прудникова. Фото Анны Неволиной
Еще одни представители микропоэзии — порошки — очень похожи на пирожки. Вот только последняя строка у них усечена. Именно она и несет основной смысловой акцент.
олег сознательный родитель
он в детях сеет день за днём
любовь гуманность и духовность
ремнём
сходил на шуберта вернулся
всклокочен потен и блохаст
жене с порога рявкнул в ухо
du hast
шаги чеканю по психушке
в палатах хохот вой и плач
я царь я раб я червь я дьявол
я врач
Стишки-таблетки относятся уже к нанопоэзии. Основоположником этого жанра стал Павел Майоров, который на своем сайте pills.diary.ru начал публиковать однострочные стихи. А «pills» по-английски означает «таблетки», отсюда и название.
Фото Анны Неволиной
Истолковав намёк двояко, монгол пригнал коня и яка.
В Масаи-Мара носорог был с квадроциклом слишком строг.
Стишки-танкетки — еще одна часть мира нанопоэзии. Классическая танкетка — это шесть слогов, разделенных на две строчки по схеме 3+3 или 2+4.
порвать
нельзя сломать
в шиншилле
и одна
за тридцать
не порок
повезло
но поздно
С точки зрения Ларисы Прудниковой, считать микро- и нанопоэзию второсортной нельзя. Это вполне себе «настоящая поэзия». И не просто настоящая, а даже более сложная. Поскольку при написании пирожков, порошков, танкеток и таблеток автор ставит себя в очень жесткие жанровые рамки. Необходимо в минимум слов вложить максимум содержания, будучи при этом ограниченным в выразительных средствах.
— Целей у проекта три. Первая — образовательная или просветительская. Мы хотим познакомить первоуральцев с современной поэзией, с ее жанрами, чем они представлены сегодня, хотим показать, что пишут люди, как они пишут. Вторая — дать возможность попробовать себя и тут же получить оценку от более опытных поэтов. Это хороший практикум для молодых творческих людей. Третье — открыть новые имена в поэзии. Первоуральск в этом смысле ничуть не хуже Екатеринбурга. Здесь живут люди, умеющие писать, владеющие словом, но по каким-то причинам они мало появляются на публике. Мы хотим, чтобы в Первоуральске были свои поэты, и чтобы про них знали всеЛариса Прудникова, инициатор «Поэтической лаборатории».
Микро- и нанопоэты не просто следуют придуманным кем-то жанровым законам, но и активно создают свои жанры и, соответственно, свои законы. Так, Лариса Прудникова, придумала классетки.
Фото Анны Неволиной
— Я понимаю, что в своем творчестве известные строки из классических произведений использую не только я, — улыбаясь, признается она, — но я дала им название. Сама я не поэт, но так получилось, что пишу.
Средь шумного бала, случайно, я пойман был с ложечкой чайной
Я к вам пишу. Чего же боле? Я круче Таньки. Ваша Оля.
Как ныне сбирается вещий Олег к хазарской царевне слинять на ночлег.
Помнится, «Клинское» и шаурма ночь напролёт нас сводили с ума.
Мною выпитый бульон вышиб дно и вышел вон.
А протокол потом сожжёшь: мысль изречённая есть ложь.
Помимо Ларисы Прудниковой, со своими образцами микро- и нанопоэзии познакомили собравшихся екатеринбургские «не поэты» (так они себя называют) Андрей Коряковцев и Антон Авсов. Андрей прочитал поэму «Купола цвета хаки», состоящую из афоризмов, а Антон — свои пирожки.
Правда, огорчился, что нельзя читать стишки с ненормативной лексикой. Но и его пирожки с допустимыми к употреблению словами стали настоящим гвоздем семинара и заметно раскачали публику. Антон Авсов подчеркнул, что пирожок удался тогда, когда в стишке удачно состыковался опыт автора и слушателя. Совершенно очевидно, что жизненный опыт первоуральцев и екатеринбургского «не поэта» совпали.
Поэт Антон Авсов. Фото Анны Неволиной
Завершила семинар практическая часть, во время которой каждый участник мог сочинить стишки и представить их на суд публики.
Организаторы «Поэтической лаборатории» надеются, что в будущем удастся привлечь к мероприятию больше людей, в том числе из близлежащих городов — Ревды, Дегтярска.
Фото Анны Неволиной
— Мы не стали широко рекламировать сегодняшнюю встречу. Зал небольшой, побоялись, что некуда будет сесть. Но, как оказалось, перестраховались, — посетовала Ларса Прудникова, — обязательно учтем это и дадим больше рекламы, в том числе — в колледжах и институтах, привлечем школьных учителей литературы, уж они-то наверняка знают, кто из старшеклассников пишет стихи.
Все стишки в материале написаны Ларисой Прудниковой.