К сожалению, не многим из нас удается избежать обращения в поликлиники и больницы. И очень часто мы крайне недовольны контактами с медиками. Однако, по официальным данным, практически 100% населения нашей страны удовлетворены качеством медицинских услуг. Хотя в личных беседах медики сами высказывают недовольство той системой, в которой трудятся. Но официально протест не заявляют. Почему так происходит, «Городским вестям» рассказал врач-эксперт страховой медицинской организации Александр Залесский.
Согласно российскому законодательству, полис обязательного медицинского страхования дает нам вполне себе неплохие возможности. Причем, установленный федеральным законом минимум расширяется в каждом регионе за счет местного закона. Но, к сожалению, на практике почти все, что красиво выглядит на бумаге, изменяется.
Талонов к узким специалистам приходится ждать месяцами, попасть в стационар не так просто, как кажется, даже если ты приехал на машине скорой помощи. А если человека все-таки госпитализировали, приходится покупать за свой счет лекарства, шприцы, капельницы, звать родственников, чтобы они кормили и подмывали больного.
Грубых нарушений прав пациентов, по словам Александра Залесского, очень много. Это и несоблюдение сроков выдачи талонов к узким специалистам и на различные обследования, отказы в предоставлении возможности выбора страховой компании и возможности выбора врача, и отказ в посещении на дому, и несоблюдение стандарта обследования больного…
— Что делать, если ваши права нарушены? Для начала — позвонить в свою страховую компанию, — советует Александр Залесский, — ее номер есть на страховом полисе. Если специалист отдела защиты прав застрахованных подтвердит нарушение прав, стоит сообщить медикам, что вы проконсультировались в страховой компании и просите устранить нарушения. Обычно этого достаточно. Если же разговор «по душам» не помогает, пишите жалобу. Подать ее можно лично, по почте или через интернет. Страховая компания проведет проверку, накажет виновных и добьется устранения нарушений.
Даже если вы не уверены, нарушены ваши права или нет, проконсультируйтесь в страховой.
— Часто доводится слышать возражение: мол, как я на них пожалуюсь, а потом к ним же и приду — ведь косо посмотрят. Да, посмотрят косо. Но если молчать — ваши права будут нарушать постоянно, а если пожаловаться, то все поймут: вот человек, который знает свои права, готов их защищать и знает, куда обращаться за защитой. С таким человеком лучше не вступать в конфликт, а просто выполнять по отношению к нему все, что положено. Все вокруг говорят, как их обижают медики, но жалобы подают не более 8%. Где остальные? Молчат? Помните, как в детстве мы писали на школьной доске: «Мы не рабы, рабы не мы»? Так вот рабы — немы. Рабам положено молчать. Если вы молчите, не обижайтесь, когда с вами обращаются, как с рабами, — предупреждает Александр Залесский.
— Иногда складывается впечатление, что наши доктора — это такие негодяи, которые так и норовят обидеть больного человека. Но это не так. Во многих случаях медики бы и рады соблюдать права пациентов, но не могут, причем — по вполне объективным причинам, — констатирует Александр Залесский.
Правительство Российской Федерации поставило перед Министерством здравоохранения чрезвычайно сложную задачу: в условиях сокращения бюджетного финансирования резко поднять эффективность и качество медицинской помощи, а также повысить зарплату медицинским работникам. Как это сделать, тоже придумали: ликвидировать все мелкие больницы, докторов перевести на работу в более крупные и хорошо оснащенные лечебные учреждения, испытывающие проблему нехватки кадров, а средства, которые до этого тратились на содержание зданий и оплату технического персонала, направить на повышение зарплаты. Назвали это все модернизацией и оптимизацией.
Фото Анны Неволиной
— Идея была неплохая, но, как это часто бывает, гладко было только на бумаге, — сетует Александр Залесский, — оказалось, что пациентам не всегда удобно добираться от какого-нибудь поселочка даже до соседнего города. Ну, в самом деле, попробуйте доехать, например, от Бисерти до Первоуральска — прямого-то автобуса нет. А убрав мелкие подстанции скорой помощи, получили увеличение времени доезда до заболевшего в несколько раз. В общем, эффективность явно не возросла.
Да и повысить качество обслуживания тоже не получилось. Как говорит наш собеседник, специалистов на местах больше не стало. Медперсонал закрытых больниц «осел» в новых структурных подразделениях, которые необходимо было срочно укомплектовать кадрами. Например, в отделениях медицинской профилактики или поликлинических отделениях неотложной помощи, а также в кабинетах МРТ, КТ и прочих. А участковых врачей и узких специалистов как было мало, так мало и осталось. Только вот нагрузка на них возросла благодаря пациентам закрытых поликлиник.
А нагрузка действительно выглядит нечеловеческой.
— Обязанностей у участкового врача масса, — подтверждает Александр Залесский. — Во-первых, оформление документации — это самая главная его работа, которую с него спрашивает и начальство, и проверяющие органы. Во-вторых, организация диспансеризации. Это тоже важно: если не выполнить план — придется попрощаться с премией. А как его выполнить, если люди просто не желают проходить диспансеризацию? Вот и бегает доктор по участку, уговаривает, записки оставляет. Кроме того, обязательно нужно приглашать на прием людей с хроническими заболеваниями, состоящих на диспансерном учете. Если они не идут на прием, то виноват в этом врач. Если в советские времена таких пациентов было человек по 120-150, то сейчас требуют диспансерную группу не менее 600 человек. А ведь надо еще успевать смотреть впервые заболевших и находящихся на больничном, рецепты-справки выписывать и все это заносить в специальную программу в компьютере. Когда этим заниматься? По нормативу у врача — 12 минут на человека, но оформление приема занимает минут пять. На сам прием остается совсем ничего. А если учесть, что есть больные, которые без талона… Между прочим, на то, чтобы посмотреть вновь заболевшего, да не абы как, а как положено, уходит минут 30. Чтобы оформить санаторно-курортную карту или направление на МСЭК — минут 15.
Фото Анны Неволиной
При этом порядка 25-30% участков, по словам Александра Залесского, не имеют своего врача. Из тех, кто имеет, следует вычесть докторов в отпуске, на учебе, на больничном, на дежурстве по неотложной помощи. В итоге на оставшихся выпадает полуторная нагрузка.
— Конечно, за все это доплачивают, но рабочий день не резиновый, а надо еще и вызовы обслужить, и не только на своем участке. Вот и принимают доктора больного за 5 минут. Понятно, что качество работы хромает на обе ноги, — говорит Александр Залесский.
У узких специалистов нагрузка ничуть не меньше, а к приему в поликлинике добавляются консультации в стационаре.
— А повышение зарплаты врачей — фикция. Несмотря на бодрые заверения руководителей всех уровней, зарплата медиков не только не выросла, но и очень значительно снизилась. Когда говорят, что средняя зарплата врача выше средней по региону, то, по-видимому, имеют в виду главных врачей, ибо у рядового участкового терапевта она немногим больше 20 тысяч, — возмущается Александр Залесский.
Но врачи жаловаться и отстаивать свои права тоже не торопятся.
— На врачебных сайтах льются горькие слезы замотанных непосильными нагрузками врачей. Однако жаловаться в официальные инстанции даже на очевидные нарушения не решается никто: докопаться можно и до столба, а уж до врача — тем более. Вышибут с работы, потом нигде не устроишься. Ну и что, что врачей не хватает? Это молчунов не хватает, а скандалисты никому не нужны, — с горечью констатирует Александр Залесский. — Впрочем, причина не только в страхе. Кого боятся, например, тому, кто и так на пенсию собрался? А ведь молчат. Причина — в привычке молчать, в рабской психологии. Только те, кто смеет повысить свой голос, имеют право гордо написать: «Рабы — не мы!» Молчуны пишут последние слова слитно: «Рабы немы». Но раз уж вы молчите, как немые, раз уж не смеете возмущаться открыто, тогда не обижайтесь, если с вами обращаются, как с рабами.
Если случилась беда, и вашей жизни угрожает опасность, вы можете вызвать бригаду скорой помощи или самостоятельно обратиться в медицинское учреждение. Помощь вам обязаны оказать немедленно, при этом наличие у вас страхового полиса не имеет значения — помощь должна быть оказана в полном объеме даже при его отсутствии.
Перед тем, как начать какие-либо действия, медики попросят вас подписать документ, который называется «Информированное согласие». Без вашей подписи они не имеют права даже осматривать вас, а тем более делать какие-либо манипуляции. Подписывая этот документ, вы не только соглашаетесь со всеми дальнейшими действиями медиков, но подтверждаете тот факт, что вам было подробно и на понятном языке разъяснено, что с вами происходит, что и для чего будут делать, почему именно так вас собираются лечить, и каковы возможные последствия. Если вам ничего не объясняют — это грубое нарушение ваших прав на информацию.
В Первоуральске всего одна больница, у которой четыре поликлиники. Так что больницу сменить не получится, а вот поликлинику — пожалуйста. Сделать это можно за два дня по письменному заявлению на имя заведующего поликлиникой, к которой вы хотите прикрепиться.
Если вы заболели, но непосредственной угрозы жизни нет, вы можете вызвать врача на дом. Из поликлиники к вам приедет неотложка. Если вы в состоянии добраться до медицинского учреждения, можете сделать это. Помощь должна быть оказана в течение двух часов. При этом неотложные мероприятия будут проведены даже при отсутствии у вас страхового полиса, но для дальнейшего лечения полис все-таки потребуется.
Если же ничего страшного не происходит, помощь будет оказана только при наличии полиса обязательного медицинского страхования.
Жаловаться на то, что вам не выдают амбулаторную карту, бессмысленно. Карта — документ медицинского учреждения, она не должна выдаваться на руки. В любой момент ее могут запросить для проведения проверки. Хотите иметь на руках всю информацию о своем здоровье, напишите заявление и получите карту для изучения. Вы имеете на это право. Кстати, вам обязаны не только выдать документы, но и предоставить место для работы с ними. Выносить их из медицинского учреждения нельзя, а копировать — можно.
Кстати, если у вас нет полиса, вы можете получить его в пункте выдачи полисов любой медицинской страховой компании или заказать его через интернет и попросить, чтобы вам его доставили на дом. Страховая компания не только выдаст вам полис, но и в дальнейшем обеспечит защиту ваших прав. Если ваша страховая компания вас не устраивает, то в любой момент с 1 января по 31 октября вы можете один раз в год поменять страховую. При переезде в другой субъект федерации на постоянное место жительство вы обязаны поменять страховую компанию, при этом никаких ограничений по срокам нет.
Талон к участковому врачу в обычной ситуации вам обязаны выдать не позднее, чем на завтрашний день. Если вы вызываете врача на дом, потому что добраться до поликлиники вам мешают какие-то проблемы, правило то же самое.
Если врач назначил обычные анализы, то взять их должны на следующий день (не считая выходных).
Консультацию (талон) узкого специалиста, если есть направление от терапевта, вы должны ждать не более 14 дней. Не можете выходить из дома по объективным причинам, администрация поликлиники обязана организовать консультацию на дому. Сроки те же — 14 дней.
Срок ожидания в 14 дней установлен также для сложных исследований (некоторые анализы, рентгенография, УЗИ, эндоскопические исследования).
Для исследований, требующих применения особо сложной аппаратуры (КТ, МРТ), срок ожидания — 30 дней.
Если врач направляет вас в плановом порядке в стационар, срок ожидания госпитализации не должен превышать 30 дней.
Если врач не направляет вас на консультацию к узкому специалисту или на какое-то обследование, а вы уверены, что оно вам необходимо, обращайтесь в платный медицинский центр. Если выяснится, что диагноз, поставленный вам в платном центре, полностью расходится с тем, который был установлен в поликлинике, вы можете требовать, чтобы вам полностью вернули деньги, потраченные на прием или обследование и даже на проезд.
Врачи поликлиники должны поставить диагноз в течение десяти дней с момента обращения. Если случай сложный, и разобраться даже после обследования и консультации со специалистами поликлиники не получается, вас должны направить на консультацию в соответствующий межмуниципальный или областной центр. Срок ожидания такой консультации может достигать 30 дней. Куда именно направлять, решает администрация поликлиники в соответствии со специальным документом, разработанным областным Минздравом.
А если вас направляют на госпитализацию в специализированное отделение, которого нет в вашем городе, вам обязаны предоставить выбор из нескольких больниц. Правда, бывает, что выбора нет: на всю область отделение одно-единственное.
Вы имеете полное право один раз в год сменить больницу. Право на выбор врача у вас тоже есть. Но только с его согласия.
Что делать, если вы поехали в гости в другой конец страны и там заболели? Обращаться за медицинской помощь, разумеется! Ваш полис действителен, и медицинскую помощь вам окажут бесплатно на всей территории России.
Отказать вам в медицинской помощи больница не может: это не просто нарушение прав, а уголовное преступление.
В стационаре должно быть бесплатно все: лекарства, устройства для имплантации и фиксации костей, перевязочные материалы, шприцы, постельное белье, питание и обеспечение ухода. Больница не имеет права принимать все это от пациентов, а тем более — требовать. Впрочем, предметы ухода (например, памперсы для лежачих пациентов или разовые салфетки для младенцев) пациенты могут использовать свои, особенно учитывая, что в больнице их просто нет.
Медсестра обязана появиться в палате по первому зову пациента. Система вызова медсестры должна быть обязательно. Если стало плохо, сестра обязана вызвать в палату дежурного врача. Неходячих больных должны кормить, переворачивать и подмывать. Больница может просить родственников о помощи, но не может этой помощи требовать.