Во время визита в Белгород минувшим летом министр образования Ольга Васильева удивилась и порадовалась, что 92 % детей получают допобразование. «БелПресса» узнала в областном департаменте образования, не дутая ли это статистика.
Сейчас в Белгородской области в 160 организациях допобразования занимаются более 128 тыс. детей. Это дворцы творчества, станции юннатов, эколого-биологические, спортивные центры и школы, центры детско-юношеского туризма и технического творчества, музыкальные школы и так далее. Кроме того, в общеобразовательных школах дети после уроков занимаются по дополнительным образовательным программам по шести направлениям: социально-педагогическому, естественно-научному, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному, художественному. Общий охват этой работой и составляет 92 % от всех белгородских детей от 5 до 18 лет.
Она не входит в допобразование. Это часть основной образовательной программы. Занятия на внеурочке должны расширять и конкретизировать знания, полученные на уроках.
Да. Система детских технопарков рассчитана на учеников 5–11-х классов. В Белгородской области работу «Кванториума» курирует областной центр детского (юношеского) технического творчества.
«Это федеральный проект в сфере дополнительного образования, новая форма поддержки талантливых школьников, стимулирования их интереса к высоким технологиям и инновациям», – пояснила заместитель директора центра Наталья Федорищева.
Да, есть и другие интересные формы дополнительного образования. Например, в старооскольской школе № 40 уже почти 15 лет работает школьная киностудия «Золотой кадр», которой руководят Вадим и Ольга Бойко. За это время школьники сняли более 230 мультипликационных, художественных, документальных и короткометражных игровых фильмов на самые разные темы. Например, только о войне ребята создали 24 документальные ленты.
Последняя работа киностудии посвящена подвигу 17 героев-бронебойщиков. Работа над фильмом завершилась в июне этого года. Премьерный показ запланирован к 75-й годовщине освобождения Старого Оскола от фашистов.
Ещё один пример нетипичных занятий по дополнительному образованию – проекты старооскольского лицея № 3.
«В лицее реализуется проект «Парк научных развлечений». Это своеобразный интерактивный музей занимательных наук, начальная ступень знакомства школьников с миром познания и открытий. Здесь регулярно проводятся научные шоу, творческие мастер-классы, развивающие игры и занятия, просмотр научно-популярных фильмов. За полтора года совместной деятельности учителей и педагогов дополнительного образования были разработаны научно-популярные программы по физике, химии, математике, геометрии, биологии, астрономии и так далее», – рассказала начальник старооскольского центра детского творчества «Креатив» Алеся Быковская.
Кроме этого, в лицее действует интерактивный музей «Умникум» и много других образовательных проектов.
Интересен опыт областного эколого-биологического центра, где ученики и педагоги из 270 школ региона реализовали проект создания геоинформационной базы родников Белгородской области. В базу включён 801 родник с его природным окружением: от названия до географических координат и описания почвенного покрова и биоценоза. Ребята составили атлас-путеводитель по белгородским родникам.
Бюджетные учреждения допобразования, как правило, организуют бесплатные кружки, студии и секции для детей. Но имеют право вводить и платные услуги, если они не предусмотрены государственным или муниципальным заданием или нет соглашения о возмещении затрат на оказание образовательных услуг. В каждом учреждении своя ситуация.
Елена Мельникова