Общий арсенал, которым владеют жители Белгородской области, – почти 58 тыс. ружей, карабинов, травматических пистолетов и других стволов.
«БелПресса» узнала в Центре лицензионно-разрешительной работы регионального управления Росгвардии, как можно приобрести огнестрельное оружие и лишиться его.
Оружие делится на гладкоствольное и нарезное. Они отличаются дальностью и убойностью выстрела. Поражающая способность гладкоствольного оружия – до 100 м, а нарезного – до 1 км. Из гладкоствольного можно приобрести, например, ружьё. Из нарезного – карабин или малокалиберную винтовку. Также гражданин может владеть оружием ограниченного поражения (травматическим) или газовым.
Более 33 тыс. белгородцев владеют гладкоствольными ружьями. Их так много, потому что для получения разрешения на нарезное оружие человек сначала должен накопить пятилетний стаж владения охотничьим оружием.
Если ружьё нужно для охоты, то при покупке нужно предоставить охотничий билет.
Газовое и травматическое. Травматами владеют около 4,7 тыс. граждан, газовыми пистолетами – более 1,3 тысячи.
Некоторые покупают для самообороны гладкоствольное оружие, но это неудобно: разрешение дают только на хранение ружья дома. Носить его с собой нельзя.
Кстати, пятилетний стаж владения оружием ограниченного поражения не позволяет выдать человеку лицензию на нарезное.
Если у человека, кроме лицензии на оружие, есть охотничий билет и путёвка на конкретный вид охоты в конкретное охотхозяйство, то он может перевозить ружьё в зачехлённом и разряженном состоянии от места жительства до места проведения охоты.
Травматы и газовые пистолеты можно носить только в кобуре на поясе. Ни в бардачке, ни под сиденьем в авто оно лежать не может. Оружие должно быть разряженным и поставленным на предохранитель. То есть магазин может быть снаряжён, но при этом патрон в патронник не досылается и предохранитель не снимается. Обязательно нужно иметь при себе разрешение.
Во‑первых, нужно достичь 21 года и быть гражданином России. Во‑вторых, не совершать умышленных преступлений, не иметь неснятой и непогашенной судимости.
Нельзя совершать правонарушений, предусмотренных в гл. 19 и 20 КоАП России. Это, например, распитие спиртного в общественных местах, мелкое хулиганство, неповиновение сотруднику полиции и даже утрата паспорта.
Если на человека составили два протокола за наркотическое опьянение, то ему тоже не выдадут лицензию. Если же у него уже было оружие, лицензию аннулируют.
Информационный центр УМВД предоставляет данные о гражданах, совершивших умышленные преступления или попавшихся сотрудникам ППС. Ежемесячно эту информацию анализируют в лицензионно-разрешительном отделе, чтобы лишать оружия тех, кто попал в чёрный список.
Сейчас у гражданина аннулируют право владения на один год. Если же он совершил преступление с применением оружия, то лицензию не получит уже до конца жизни.
С 1 октября вступили в силу изменения в Налоговый кодекс и в ФЗ «Об оружии». По ним существенно выросли размеры сборов, которые не менялись порядка 20 лет.
Если раньше лицензия на гладкоствольное оружие стоила 100 рублей, на нарезное – 200, то теперь – 2 тыс. рублей. Разрешение на газовое или травматическое оружие подорожало с 10 до 500 рублей – то есть в 50 раз.
Право владения нужно подтверждать каждые пять лет. Переоформление обойдётся в 250 рублей.
Раньше люди оплачивали лицензионный сбор, а сейчас госпошлину. Разница в том, что сбор платят, только если разрешение выдано, а госпошлину – за работу подразделения. А отказ в выдаче – это тоже действие.
Для тех, кто коллекционирует и экспонирует оружие, лицензию выдавали на пятилетний срок. Сейчас она стала бессрочной. К тому же раньше коллекционер должен был приобретать лицензию на каждый экспонат, а теперь специалисты просто вносят новое оружие в приложение к лицензии.
Проверка оружия.
Фото Управления Росгвардии по Белгородской области
Проверка происходит не реже одного раза в год. В сезон охоты сотрудники ЦЛРР и участковые дополнительно проверяют владельцев охотничьего оружия. Особенно часто проверяют коллекционеров, хранящих по пять-десять ружей и винтовок.
Специалисты смотрят, как хранится оружие в сейфе. Оно должно быть разряжено. В Законе «Об оружии» чётко прописано, что патроны должны храниться отдельно или совместно в коробках. Если патроны лежат в сейфе россыпью рядом с карабином – это штраф от 500 до 2 тыс. рублей по ст. 20.8 КоАП. Два протокола – и прощай, оружие!
Если владелец ничего не нарушал, то он не отвечает за преступления других людей с его оружием. Так было, например, в случае с Сергеем Помазуном, взявшим оружие в сейфе у отца. «Белгородский стрелок» вскрыл сейф ломом, поэтому претензий к его отцу в ЦЛРР не было.
Две пули, выпущенные из двух разных карабинов, отличаются по следам нарезов. Поэтому владельцы нарезного оружия должны раз в 15 лет проходить контрольный отстрел. Когда человек приходит продлевать лицензию, он приносит с собой оружие и три патрона и стреляет три раза. Контрольные отстрелы создают базу общероссийской пулегильзотеки. Она позволяет с большой долей вероятности сказать, из какого оружия стреляли и кому оно принадлежит.
Заявление на продление лицензии, поданное хотя бы на день позже, чем за месяц до её просрочки, – уже основание, чтобы привлечь владельца к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ. По ней могут оштрафовать на сумму от 1 000 до 3 000 руб.
Центр лицензирования уведомляет об окончании сроков заранее. Все, у кого разрешение закончится в декабре и январе, уже получили письменные напоминания. При переезде владелец оружия обязан в течение двух недель с момента регистрации по месту жительства встать на учёт в лицензирующем подразделении – от ответственности за просрочку это не освобождает.
По закону, оружие сразу должно быть изъято. Родственники не могут оставить его у себя, так как право наследования наступает только через полгода. Только тогда можно определить его дальнейшую судьбу: оформить на себя, продать или сдать для уничтожения.
Ответственность за сдачу оружия лежит на семье, так как центр лицензирования не получает из загса информацию об умерших.
До принятия закона об оружии в 1996 году карабины и винтовки приобретали по охотбилетам. Учёта не было. Согласно постановлению правительства Белгородской области «О мерах по профилактике незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», можно получить деньги, избавившись от старого дедушкиного ружья.
За оружие с нарезным стволом платят 5 тыс. рублей. За гладкоствольное или оружие самообороны – 3 тыс. рублей.
За сообщение о месте нахождения взрывчатых веществ или материалов тоже можно получить 1 тыс. рублей, даже если речь идёт о боеприпасах времён Великой Отечественной войны.
О найденном оружии нужно сообщить в полицию. Придёт участковый, изымет предмет, зарегистрирует этот факт в книге учёта сообщений о преступлениях и вынесет отказ в возбуждении уголовного дела.
Затем полиция передаст информацию о ружье, не состоящем на учёте, в ЛРО. Там приготовят пакет документов и отправят в администрацию области. Она и выплачивает деньги, так как инициатива поощрения принадлежала именно региональным властям. Само оружие уничтожат.
В этом году людям выплатили уже более 100 тыс. рублей. Рекордным был 2014 год, за сдачу оружия белгородцы получили 220 тыс. рублей.
Вам грозит наказание по ст. 222 УК РФ за незаконное хранение оружия или боеприпасов. В тюрьму за такое не посадят, но вот получить условную судимость проще простого. Незаконное хранение гладкоствольного оружия и боеприпасов предполагает административную ответственность.
Материал подготовлен при содействии замачальника Управления Росгвардии по Белгородской области – начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Алексея Арбузова и замначальника Центра лицензионно-разрешительной работы Сергея Новгородова.
Анна Бессонова