Hand made многолик и разнообразен. До этого мы знакомили читателей исключительно с дамскими увлечениями — вышивание, бисероплетение, вязание, изготовление кукол и украшений. Сегодня впервые в нашей рубрике наибрутальнейшее мастерство — изготовление ножей. О ножеделии «Городским вестям» рассказал первоуральский предприниматель Виталий Листраткин.
Изготовление ножей — процесс трудоемкий. Фото Анны Неволиной
Виталий Павлович увлекся изготовлением ножей совсем недавно. Появление в его жизни нового хобби ничто не предвещало: ни уроками труда он в свое время не увлекался, ни тяги к ножам не чувствовал. Но минувшим летом в социально сети Facebook он познакомился с ножеделом из Москвы Максимом Груздевым, который рассказал о технологии изготовления этих режущих приспособлений. В распоряжении Виталия Листраткина была мастерская, в которой стояли ожидающие работы токарные станки, поэтому он решил попробовать сделать нож самостоятельно. Процесс его увлек.
Фото Анны Неволиной
— Я очень начинающий ножедел, — признается Виталий Павлович, — штук десять ножей всего сделал. На изготовление одного я трачу примерно неделю, то есть за месяц могу сделать максимум четыре ножа. Это достаточно затратный по времени процесс, да и рука пока не набита.
Фото Анны Неволиной
Несмотря на то, что Виталий Листраткин в ножеделии совершает свои первые шаги, его работы выглядят вполне солидно и очень разнопланово. Он не отрабатывает какую-то одну схему изготовления конкретного вида ножей, а экспериментирует.
Фото Анны Неволиной
Так, в качестве материала для рукояток он использует не только дерево, но и акрил в сочетании с различными добавками.
Фото Анны Неволиной
— Вот здесь заготовки для рукояток — тут с ракушками, здесь — с люминофором, эта ручка будет светиться в темноте, а эта — с блестками, мне дети целую банку блестючек подарили для экспериментов, — объясняет Виталий Листраткин, показывая лежащие на столе и полке заготовки. Я даже деревянные ручки делаю максимально извращенным способом. Я мешаю акрил с каким-нибудь колером, заливаю им дерево и помещаю все это в полимеризационную камеру. Вакуумным насосом откачиваю из нее воздух, в результате чего в порах древесины воздух замещается акрилом. Потом дерево надо поварить на плиточке часа два — оно становится гладеньким и более прочным.
Фото Анны Неволиной
Начинается изготовление ножа с изготовления лезвия. Куску металла при помощи ленточной шлифовальной машины (гриндера) придается необходимая форма. При помощи того же гриндера заготовка для рукоятки (деревянная или акриловая) обретает желаемую форму. Чудо-машина имеет серьезный недостаток — она производит невероятно много шума и пыли, хоть и работает исключительно в комплекте с пылеотсосом, поэтому ножеделу приходится творить в респираторе.
Фото Анны Неволиной
После к рукоятке прикрепляются металлические «нахлобучки», которые после проклеивания при помощи гриндера становятся одна — больстером (он расположен между лезвием и рукояткой), другая — навершием (оно располагается с другой стороны ручки). Больстер и навершие Виталий Листраткин делает из мельхиора или латуни. После обработки они становятся гладкими и блестящими. Есть среди работ ножедела экземпляры с готовыми, купленными через интернет, декоративными навершиями.
Фото Анны Неволиной
При желании лезвие украшается гравировкой. Она наносится лазерным гравером: макет надписи загружается в аппарат, и он сам выжигает нужный рисунок или надпись. Все просто.
Затем лезвие насаживается на рукоятку. Лезвие приобретает зеркальный блеск после обработки шлифовальным диском. Финальный этап — заточка лезвия.
Фото Анны Неволиной
Ножи Виталий Листраткин создает без эскизов.
— Все решаю в процессе, — говорит он, — нарисуешь эскиз, сделаешь, а потом все равно переделываешь. Иногда спонтанно такая красотень получается.
Фото Анны Неволиной
Собственноручно изготовленные ножи Виталий Павлович активно дарит родственникам и хорошим знакомым.
Для изготовления рукояток ножей годится древесина только лиственных пород. Потому как акрил не может проникнуть в поры хвойников из-за смол.
Ножедельная мечта Виталия Листраткина — сделать короткий самурайский меч вакидзаси.
— Хотелось бы повторить его в каноническом порядке — чтобы оплеточки, обмоточки, цуба (то же, что гарда – прим.) — все, как положено, — делится планами Виталий Павлович, — но тут квалификация высокая требуется, надо руку набить.
Еще Виталий Листраткин планирует научиться делать ножны для своих ножей, как заправский ножедел. И даже уже купил куски кожи и вощеные нитки.