Мечты работать в милиции у Ирины Балдиной не было никогда. Она была специалистом в области компьютеров и мирно трудилась на Первоуральском Новотрубном заводе. До тех пор, пока подруга не пригласила ее работать в отдел уголовного розыска.
Ирина Александровна согласилась. Работать предстояло так же, на компьютере. Тогда, в начале 90-х, в угрозыске он был один и стоял в кабинете, накрытый салфеткой.
С приходом Ирины Балдиной салфетку сняли, и женщина приступила к работе.
В ее обязанности входило составление фоторобота по описаниям, установка личности преступника с помощью специальной программы, а также поиск при помощи другой программы вещи, имеющие идентификационный номер.
Фото Екатерины Каладжиди
Еще Ирина Александровна выезжала на места преступлений с видеокамерой, чтобы запечатлеть его вид для следователей.
Помимо этого Ирина Балдина ставила на учет заключенных, вернувшихся из мест лишения свободы.
Фото Екатерины Каладжиди
— Мы заносили в карточки все их приметы, описывали цвет глаз и волос, где и какие татуировки, — перечисляет Ирина Александровна, — все это помогало в работе. Так, например, поздно вечером обратилась изнасилованная женщина в милицию. Она помнила, что на руке у преступника была татуировка. Я ввела эти приметы в компьютер, потому что данные из карточек мы заносили в электронную базу данных, и он выдал четырех по фотографии. В одном из бывших заключенных женщина узнала преступника. Получается, что преступление было раскрыто по горячим следам. И это случалось не один раз.
Со всеми Ирина Александровна старалась общаться ровно и по-хорошему.
— Контингент настроен был по-разному, — говорит она, — кто-то и пошутить мог, посмеяться, а кто-то и грубость сказать, до того озлобленные были. Но я себе никогда не позволяла кого-нибудь оскорбить. Ведь человек, он все равно человек.
Выходить на работу приходилось и в выходные, и поздно ночью, потому что помощь оперативникам могла потребоваться в любое время.
Фото Екатерины Каладжиди
— Было очень интересно работать, — признается Ирина Балдина, — мне казалось, что мы играем в игру типа зарницы: засады, обыски. В 90-е работать было интереснее, чем сейчас. Сейчас стало очень много бумажной работы: на каждую бумагу надо написать еще 2-3 бумаги.
Несмотря на интерес, работать было непросто — разгул преступности: многочисленные кражи, убийства, появление ОПГ.
Через четыре года службы в уголовном розыске Ирина Балдина перешла в штаб ОМВД, где стала работать инспектором, а потом — старшим инспектором отдела информационного обеспечения.
И снова Ирину Александровну ждала работа на компьютере: анализ ситуации в городе, прогнозы, планы работы.
Фото Екатерины Каладжиди
Вся информация обо всех расследуемых первоуральскими милиционерами делах стекалась в штаб. Весь этот массив данных надо было систематизировать, проанализировать, выявить недостатки, выяснить, как их можно ликвидировать.
В 2011 году Ирина Балдина возглавила штаб первоуральского ОМВД.
Фото Екатерины Каладжиди
— Штаб — это правая рука начальника ОМВД, — говорит Ирина Александровна, — в своей работе он опирается именно на деятельность штаба. Начальник штаба готовит все цифровые подборки для начальника ОМВД, СМИ… Это не очень простая работа.
В 2015 году Ирина Балдина вышла в отставку.
— По номеру 112 надо звонить, когда помощь требуется в данную конкретную минуту. ЕДДС создана для оперативного реагирования. Дежурный определяет обстановку и вызывает все необходимые службы — скорую, полицию, пожарную, «Вымпел», газовую службу.
Если вы по ошибке позвонили в ЕДДС, не сбрасывайте. Скажите, что ошиблись, и все. Просто бывают ситуации, когда человек нуждается в помощи, но не может говорить. Чтобы не сбивать специалистов с толку, не отключайтесь.
Два месяца она честно пыталась отдыхать.
— Дома не знаешь, чем себя занять, все вроде перечистил, перемыл, готовишь, стираешь, гладишь — ну, не мое это. Скучно очень! — делится Ирина Александровна.
Вначале она попыталась поработать юристом в одной из частных компаний.
— Было безумно интересно — новая сфера деятельности, люди. А потом я поняла, что это не мое. Не могу я стоять в суде и выслушивать обвинения в чужих ошибках, — рассказывает Ирина Балдина, — я не хочу отвечать за чужие грехи.
Поэтому она с радостью откликнулась на предложение возглавить Единую дежурно-диспетчерскую службу Первоуральска.
И снова потекли беспокойные будни: привести в порядок бумаги, провести инструктаж сотрудников, вызвонить мастеров, чтобы реанимировать сломавшуюся после удара молнии технику, утешить дежурного, которому нагрубил звонивший.
— Конечно, мне мечталось, что на пенсии у меня будет спокойная работа: пришел, тихонько отработал, ушел, — сетует Ирина Балдина, — здесь так не получается. Детективы смотрю до сих пор. Некоторые моменты, конечно, бывают смешными. Не все совпадает с реальностью. Но иногда что-то даже можно было взять для своей работы, ведь в качестве консультантов при написании сценария привлекаются специалисты, знатоки работы милиции-полиции. Нравился сериал про Каменскую, «Улицы разбитых фонарей», «Глухарь», «Гончие». Сейчас смотрю «След», он меня успокаивает.
Сегодня, 7 октября, отмечается День образования штабных подразделений МВД РФ. «Городские вести» от всей души поздравляют всех причастных.