Дорожное строительство включает в себя проектирование, сооружение, а также ремонт и обслуживание автодорог, подъездных дорог, улиц. Дорожно-строительные работы ведутся с применением специальных технологий и привлечением оборудования, дорожной техники.
Автомобильная дорога – это протяженная качественная дорога, имеющая высокую пропускную способность. Среди автомобильных дорог в зависимости от условий движения на них выделяют:
1. Автомагистрали с разделенными полосами движения, развязками, обеспечивающие прямое сообщение транспорта между населенными пунктами.
2. Скоростные дороги с контролируемым доступом и разделенными полосами движения, а также развязками.
3. Обычные дороги – они могут не иметь разделительной полосы.
Дорога является сложным инженерным сооружением. В организации дорожного полотна выделяют следующие конструктивные элементы:
1. Проезжая часть – главный элемент дороги, по которому движется автотранспорт.
2. Разделительная полоса – ограничивает движение в каждом направлении.
3. Обочина – поддерживает полотно, также предназначена для остановки автомобилей, передвижения пешеходов.
4. Кювет - представляет собой укрепленную траншею и предназначен для отвода воды.
Прочность дорожного полотна должна соответствовать нагрузкам, которые оно испытывает. Кроме этого, необходимо обеспечить удобное и безопасное передвижение транспорта.
Устройство автомобильной дороги происходит с учетом рельефа местности. Земляные работы, проводимые в самом начале, обеспечивают устойчивое положение насыпной части дороги – дорожной одежды. Дренажные открытые и открытые сооружения в виде канав, траншей служат для отвода воды.
Строительство дороги можно разбить на этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Сооружение земляного полотна. На этом этапе с земли удаляют плодородный слой и подготавливают дорожное основание, устраивая насыпь, уплотняя грунт и укрепляя откосы.
3. Введение специальных прослоек в земляное полотно. Данные мероприятия основаны на особенностях рельефа и грунта, улучшают морозоустойчивость, дренирующие свойства и иные параметры насыпи.
4. Сооружение дорожной одежды: покрытия, основания и промежуточных слоев.
5. Асфальтирование.
Дорожная одежда состоит из нескольких слоев и предназначена для того, чтобы принимать на себя нагрузку движущихся транспортных средств. Типы дорожной одежды комбинируют на основе сочетаний дорожно-строительных материалов, с учетом требований нормативных документов.
Дорожная одежда состоит из:
- нижней части - слоев основания и
- верхней части - слоев покрытия.
На верхние слои покрытия приходится основная нагрузка. По этой причине они подвержены разрушениям – таким, как:
- трещины,
- проломы и выбоины,
- колейность,
- волнообразные деформации.
В основании дорожной одежды напряжение гасится. При необходимости сооружают дополнительные его слои с применением песка, грунта, вяжущих и различных добавок. Они могут повышать морозоустройчивые и гидровыводящие характеристики дороги, придавать ей особую прочность.
Статьи по разделам: