Развитие архитектуры и строительства.
Декоративно-прикладное искусство . Этот вид искусства на чал широко развиваться в средние века. Оно применялось при об работке и украшении посуды, металлических изделий, и особенно в строительстве. Строительным материалом служили глина и ганч.(среднеазиат ская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхность стены кладкой кирпича на ребро , создавая определенный рису нок. Так зародился способ фигурной кладки с использованием обож женного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая из общей кладки, мастера получали разнообразные ор наментальные и световые эффекты. С XI века широко стал приме няться резной и шлифованный кирпич - прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины), нашедшей широкое при менение в XI-XII веках. В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных. Например, при раскопках в городе Кызылозен были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва. Декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего средневе ковья, оно использовалось при украшении величествен ных куполов, нанесении орнаментов на тускиизы и текеметы (разно видности ковров и кошм) и т.д.
Архитектурно-строительные комплек сы. В Х-XII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения. Строительный стиль был связан с рас ширением распространения на территории Казахстана исламской религии. Поэтому внешний вид объектов зодчества в Средней Азии и Казахстане был схожим. Архитек тура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Архитектурное ядро их состояло из мо нументальных построек, располагавшихся компактно или по кра ям площадей. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др. Мечети - это исламские храмы, в которых собираются му сульмане для поклонения Аллаху, а также для отправления ислам ских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до настоящего времени. Среди них - являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Боран. Он предположительно, был построен в конце X или начале XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приня ло исламскую религию. Возле минарета были найдены остатки шатрово-купольного перекрытия. Изнутри минарет украшали рос пись и резьба по ганчу, окрашенному в оранжево-красные тона. При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наи более ранней мечети. Размеры ее 36,5x20,5 квадратных метров, она была построена из обожженного и сырцового кирпича. Остат ки аналогичной мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.
Мавзолеи - это крытые монументальные надгробные соору жения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохра нили мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби, возведенные в X-XII веках . Они расположены в 18 км западнее города Тараза.
По легенде Арыстан-Баб (святой) был наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Приставкой к именам духовных исламских наставников-судиев в среднеазиатских городах Отрар, Сайран, Пасы было слово баб (баба) . Святым Арыстан-баба признал народ.
Мавзолей Бабаджи-Хатун - это прекрасное купольное соору жение, с квадратными порталами из обожженного кирпича. Внутри и снаружи с четырех сторон имеются ниши. Вход обращен к вос току. Мавзолей перекрыт шатрообразным куполом, поставленным на низкий многогранный барабан. Время возведения сооружения - X-XI века. Расположенный рядом мавзолей Айша-Биби с охранился час тично. Внутри мавзолея сохранилось небольшое надгробие ступенчатой формы из обожженного кирпи ча. Время возведения мавзолея - XI-XII века. В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI-XII веков. Хотя стены их не сохранились, внут ренняя планировка хорошо просматривается. Общая площадь 11,5x16,5 м. Имелись помещения для мытья, раздевалка, комната для отдыха. Баня имела топку для обогрева воды и цистерны с водой. А сточная вода по трубам выводилась наружу в водозабор ную яму. Планировка бани имеет сходный вариант с банями в Сред ней Азии, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке. Южнее бани находились две прачечные пристройки. В одном помещении был тандыр (очаг). Видимо, здесь для посетителей го товили чай. Вторая баня в Отраре находилась в северной части города, в 200 метрах от въезда в город. Планировка этой бани совпадает с первой. Однако, судя по ее примитивности, она была предназначе на для простых, бедных людей. Две бани раскопаны и в Таразе . Первая, размерами 13,4x12,4 м, имела 7 помещений различного назначения. В ней хорошо сохра нились система жаропроводящих каналов, суфы для сидения, ко рыто для воды, ниши, полихромные росписи, украшавшие стены. Вторая баня была расположена недалеко от первой. Она так же отапливалась, как и пер вая, системой жаропроводящих каналов. Эти две бани обеспечивались водой, поступаю щей по каналу с гор. А в Отраре для нужд бань использовалась колодезная вода.
Аналогичная восточная баня действова ла и в городе Туркестан до 60-х годов XX века. Она находилась рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи. В настоящее время она превращена в музей. По проекту восточ ных бань построена баня Арасан в Алма ты, являющаяся местом отдыха и оздоровительным центром.
Очаг (печь) в жилых зданиях средневековых городов Х-ХІІ веков.