Изначально населённый пункт назывался Старым Хутором. Появившись в начале XIX века, он входил в имение графов Паниных. В 1874 году умер хозяин этих земель, граф Виктор Никитович Панин. В его честь село получило название Викторово Поле, позже трансформировавшееся в Викторополь. Вообще в Вейделевском районе, к которому относится Викторополь, многое связано Паниными. В самой Вейделевке, перед районным краеведческим музеем, установлен памятник графине Софье Паниной – меценату, внёсшей большой вклад в развитие многих здешних населённых пунктов.
После революции и до 1992 года в Викторополе действовал одноимённый совхоз. В отличие от колхозов, которые были кооперативными объединениями крестьян, совхоз был государственным сельхозпредприятием. Поэтому и уровень жизни здесь был выше. Старожилы вспоминают, что в середине 1980-х годов, когда в некоторых деревнях соседней Курской области жили в хатах с земляными полами, в Викторополе на улицах уже был асфальт, а большинство домов – под шиферной и железной крышей.
От Белгорода до Викторополя – 190 км, до райцентра Вейделевки – 10. Перед самим посёлком дорога сначала ныряет вниз, к небольшому пруду, а затем ползёт вверх. У дороги – необычный памятник: кроссовый мотоцикл с коляской. Он принадлежал местному мотористу Сергею Долженко, с которого в 1980-е началась страница истории посёлка, связанная с мотоспортом. Викторопольцы участвовали в чемпионатах области, России и Украины, нередко становились призёрами. Под Викторополем и сейчас ежегодно проходят этапы чемпионата и первенства области по мотокроссу, посвящённые памяти Анатолия Кулика – директора совхоза, который помогал спортсменам в 1980-е. В его честь в Викторополе названа одна из улиц.
Викторополь со всех сторон окружил себя полями. Это очень компактный посёлок: с севера на юг и с запада на восток он чуть больше километра. Все улицы можно обойти пешком за пару часов. Викторопольская школа стоит на окраине. На заднем дворе ученики играют в лапту, а перед главным входом раскинулся настоящий парк.
«В этом году мы заняли первое место в областном конкурсе по благоустройству пришкольных территорий. В 2012-м стали призёрами, теперь подняли планку выше», – не без гордости рассказывает директор школы Ирина Маркова.
По её словам, приводили в порядок территорию ученики, их родители, учителя и все работники школы. Осенью установили фонтан – подарок главы Вейделевского района Анатолия Тарасенко.
«Он выпускник нашей школы, частый гость у нас», – добавляет Ирина Анатольевна.
Сейчас школа укомплектована полностью – в ней 11 классов, 164 учащихся. Здесь учатся не только викторопольцы: из хуторов и посёлков учеников ежедневно привозят два школьных автобуса. А в советские годы при школе был интернат, в котором дети жили пять дней, а на выходные разъезжались по домам.
Рядом с аллеями парка раскинулись грядки учебно-опытного участка. Этим хозяйством заведует учитель биологии Елена Сабодаш. Здесь есть парник, цветочно-декоративные культуры, хвойные и много чего ещё.
«Туи для благоустройства территории мы выращиваем сами – получается, экономим школьные деньги, – рассказывает Елена Сабодаш. – Овощами с участка обеспечиваем школьную столовую. Здесь же проводим вместе со школьниками различные опыты. В прошлом году мы взялись за новый проект по выращиванию декоративных сортов сирени».
Рядом со школой стоит кирпичное здание с несколькими гаражными воротами. Сквозь окна проглядывает капот ГАЗ-53. В 1990-е годы ребята могли научиться водить грузовик и трактор, а по достижении 18 лет – получить права. Теперь такой возможности нет.
«Сейчас мы учим мальчиков на каменщиков, а девочек – на продавцов, – поясняет Ирина Маркова. – Увы, мы уже не обучаем водителей и трактористов. Сегодня очень жёсткие требования и к материально-технической базе, и к площадкам для обучения. К сожалению, средств на это у нас нет».
У школьных ворот – внедорожник с надписью «РусАгро». Как выяснилось, большинство окрестных полей обрабатывает именно эта компания. Здесь работает много молодёжи – из Викторополя и ближайших хуторов: Белый Колодезь, Клименки, Орлов и других.
«Мы выращиваем здесь сою, сахарную свёклу, подсолнечник, озимые и яровые сорта пшеницы, ячмень, – поясняет менеджер производственного отделения «Козинское» Иван Тарасов. – В Викторополе у нас 9,2 тыс. га».
На территории моторно-тракторной станции, сверкая на солнце, выстроилась сельхозтехника: опрыскиватели, трактора, комбайны самых разных видов и размеров. В Викторополе компания работает с 2006 года. Офисы и техпомещения размещаются в зданиях бывшего совхоза. Тарасов ведёт нас по ангарам с техникой.
«В прошлом году мы провели здесь ремонт, вставили окна. В ближайших планах – залить бетоном пол, подшить потолок, отделать стены, чтобы создать комфортные условия труда. А пока посмотрите, какие строительные технологии использовали наши предки», – Иван Васильевич указывает на участок пола у самых ворот.
Он словно из фигурного паркета: деревянные шестигранники, как на футбольном мяче, плотно прижавшись друг к другу, образуют причудливый рисунок.
«Брали брёвна, придавали им шестигранную форму и мостили такими деревяшками пол по всей площади ангара», – говорит Тарасов.
В ангаре обустроены душевые, раздевалки, есть комната для приёма пищи, кабинет для медосмотров. Напротив – слесарная мастерская с большим стеллажом вдоль всей стены.
«Если бы вы сюда зашли пару лет назад, вам бы пришлось прыгать здесь с шестом, как Сергею Бубке, – смеётся Тарасов. – Сегодня мы перешли на японскую систему бережливого производства. Для начала избавились от того, что не использовали полгода и более. Сейчас стремимся к тому, чтобы слесарь мог не глядя брать нужный инструмент, зная, где именно он лежит».
Викторополь настолько компактен, что никого не смущает соседство нового, год назад открывшегося здания офиса семейного врача и старого кладбища, между которыми – буквально несколько десятков метров. Внутри медицинского учреждения всё сияет, а сотрудники в белых халатах с гордостью рассказывают о новом оборудовании – здесь есть и электрокардиограф, и гинекологическое кресло, и прибор для проверки зрения.
«Теперь всё можно сделать у нас, на месте, – рассказывает фельдшер Галина Некрасова. – Кардиограмму, забор крови для анализа. Раньше для этого викторопольцам приходилось ехать в Вейделевку, а сейчас мы направляем их туда только на флюорографию, со всем остальным справляемся сами».
Узнав, что мы приехали выяснить, чем живёт Викторополь сегодня, медики советуют обратиться к пенсионерке Ираиде Валюженич: «Она про Викторополь две книги написала – точно вам сможет помочь!» И тут же звонят ей на домашний телефон: «Ираида Александровна, тут корреспонденты приехали из Белгорода, хотят про Викторополь с вами поговорить. Пусть подходят?»
Женщина живёт в одном из домов неподалёку от викторопольского дома культуры. На небольшой площади перед ДК из фонтана растёт скульптура главного местного символа – алого цветка воронца. В нескольких шагах от культурного сердца посёлка – милое граффити на стене, сделанное руками викторопольского Бэнкси: «Го встречать рассвет?» Из школы стайками идут домой школьники – и их много! – редкое зрелище для небольших посёлков.
Ираида Валюженич встречает нас с книгами на пороге своего дома. Она родилась в 1933 году в Челябинской области. В 1935-м её отца, Александра Валюженича, направили работать агрономом в тогда ещё Воронежскую область, в совхоз «Викторополь».
«Тогда в СССР были сильны идеи гигантизма, и Викторополь был огромным совхозом – некоторые населённые пункты были на расстоянии 40 км от центра. Отец на линейке – это такая повозка, запряжённая лошадью, – объезжал весь совхоз. С такой работой мы его почти не видели – он уходил ещё до рассвета и возвращался затемно», – вспоминает Ираида Александровна.
В 1939 году отца не стало – сказался тяжёлый график работы, низкое качество питания и слабый уровень развития сельской медицины в то время: от туберкулёза агронома вылечить не смогли. Ираида вместе со старшим братом и матерью остались жить в Викторополе. Здесь их и застала война.
С началом боевых действий с викторопольского аэродрома стали часто взлетать боевые самолёты. Ираида Валюженич вспоминает, как детьми они бегали на лётное поле смотреть на технику:
«Самолётов было много. Сначала были в основном кукурузники, а потом появились настоящие истребители. Их маскировали в лесу, чтобы с воздуха не было видно немецким самолётам-разведчикам».
7 июля 1942 года началась 195-дневная оккупация Викторополя.
«Немцев я видела своими глазами. Однажды, набрав на окраине Викторополя полный кувшин земляники, я возвращалась домой, и тут меня увидел немецкий солдат. Знаками он подозвал меня и отсыпал немного ягод себе в руку. Правда, всё не забрал. Я развернулась и пошла к дому, а сама думаю: «Вот сейчас он выстрелит мне в спину и всё. Была я, и нет меня», – вспоминает Ираида Александровна.
По её словам, после войны государство вложило много средств в восстановление совхоза. Поэтому многие жители района стремились попасть в Викторополь.
«В колхозах за работу зачитывали трудодни, а в совхозе платили деньги. Люди готовы были жить целыми семьями в землянках, но работать в совхозе», – объясняет женщина.
В 1951 году, окончив десятилетку в Вейделевке, куда из Викторополя ходили пешком, Ираида поступила в Воронежский пединститут на географический факультет. Ей приходилось учиться и работать вожатой в викторопольской школе. Потом молодую учительницу по рекомендации партийной организации избрали председателем сельсовета.
«Представляете, теперь я, как когда‑то мой отец, на линейке объезжала самые дальние хутора. Мы даже получили переходящее красное знамя за то, что справились с заготовкой мяса для детских домов лучше всех в районе», – вспоминает о своей административной работе Ираида Александровна.
Через четыре года она вернулась в викторопольскую в школу и после окончания курсов учителей биологии в Белгороде преподавала и биологию, и географию. Валюженич проработала в школе 47 лет, выйдя на пенсию в 2000-м.
Ираида Александровна – автор двух книг о Викторополе и его жителях.
«Как вожатая в школе я писала много статей для районной газеты, – рассказывает она. – Мне предложили их скомпоновать в один сборник и издать. Изначально я хотела назвать его «История Викторополя», но потом придумала более поэтичное название – «Люблю тебя, мой Викторополь».
После успеха первого издания глава Вейделевского района Анатолий Тарасенко предложил Ираиде Валюженич написать вторую книгу о Викторополе. Так появилась «В судьбе моей оставил след…». Тиражи у этих изданий небольшие, но при желании их можно найти в белгородских библиотеках.
Из аккуратного посёлка мы выезжаем, когда осеннее солнце начинает опускаться всё ближе к горизонту, окрашивая золотом стены домов. Страницы истории, связанные с успешным совхозом, остались в прошлом. Зато в сегодняшнем Викторополе есть хорошая школа и работа для молодёжи.
А ещё здесь живут люди, которые неравнодушны к истории родного посёлка. Это значит, что у Викторополя есть и будущее.