— Первую книгу, которую я сам прочитал, сейчас не вспомню, конечно. Но самое глубокое впечатление, как это ни тривиально, на меня произвел «Робинзон Крузо». Для меня он связан с личными переживаниями. Лет 10-11 мне тогда было. Я ее не перечитывал, потому что было очень много экранизаций — было интереснее посмотреть, как книгу интерпретируют режиссеры.
Последнее время практически ничего не читаю из художественной литературы, потому что чтение — это особый вид деятельности, который изучает общество, осмысляет его, но никаких открытий не делает. Особого интереса, чтобы следить за тем, что происходит в современной литературе, у меня нет. Периодически, конечно, возникают некоторые авторы, особенно среди поэтов, которые интересны — переработкой современной действительности, на них есть мимолетная реакция. Сейчас на память приходит Борис Рыжий. Есть сайт в интернете, где «самодеятельные» поэты оставляют свои авторские работы. Конечно, их не запоминаешь, но встречаются личности, которые поражают своей новизной, заставляют глаз остановиться.
Фото Анны Неволиной
Интерес вызывает мемуарная проза современников, тех, кто еще жив, которая связана с определенным личностным восприятием событий недавней истории. «Война все спишет» Леонида Рабичева, например. Там безоценочный, лаконичный, безэмоциональный язык — взгляд зрелого человека, который прожил большую жизнь.
Я уже пережил тот возраст, когда книги перечитывают — не думаю, что сделаю для себя какие-то открытия. Может быть, когда появится много свободного времени, когда я сам перестану что-то писать, я к этому вернусь, не исключаю.
Из блогов мне интересен Быков — автор «Новой газеты». Сложно назвать, на самом деле, потому что авторов очень много, я их просто не запоминаю.
Из профессионального я читаю только то, что коротко и по определенной проблеме, потому что они акцентируют внимание не том, что важно сейчас. Какие-то длинные, пространные опусу — желания не возникает, Америку там не открывают.
У меня есть собственные написанные «Узелки памяти» — я их реализовывал сначала на телевидении, сейчас — в печатном виде. Конечно, подумываю написать что-то для души. Когда возникнет внутренняя потребность, я это сделаю. У меня была написанная «Мальчишкина книжка» — тогда в этом была потребность, ребенок рос, хотелось это как-то увековечить. Сейчас пока больше нет желания.
Фото Анны Неволиной
В обязательном порядке я бы посоветовал прочитать русскую классику — без этого литературного багажа, без знания определенных подходов, художественных приемов восприятие чего-то нового будет затруднено. Если мы берем классику — это определенные этапы развития общества, это демонстрация того, как человек чувствовал себя на той или иной ступени. Возьмем Тургенева «Отцы и дети» — два разных типа людей, патриархальные родители и устремленный в будущее, напитанный наукой молодой человек, который терпит крах, когда понимает, что те отношения, которые сохраняют его родители, решают все. Если нет этого «классического» багажа, трудно сделать шаг вперед. Сейчас все ищут какие-то скрепы, так вот литература — это то, что объединяет всех. Не нужно больше ничего искать. Если мы будем читать, мы будем понимать друг друга, будет единая этическая база, мы тогда и жить будем по-другому.