Виды архитектурных стилей.
Внешний вид зданий существенно изменился за многие века благодаря техническому прогрессу, потребностям общества и меняющейся моде. Вот признаки, по которым можно научиться различать основные виды архитектурных стилей.
Архитектурные стили — новое и старое.
Внешний вид здания не всегда надежный показатель его возраста: архитектурные стили имеют обыкновение возрождаться. Представляет интерес идентификация стилей, которые оказали влияние на архитектуру зданий более позднего времени. Так, в архитектуре Белого дома в Вашингтоне видны заимствования из эпохи классицизма, а здания Парламента в Лондоне — олицетворение готических фантазий.
Античность и Возрождение — архитектурные стили.
Характерной особенностью архитектуры Древней Греции и Рима было использование системы ордеров, наиболее узнаваемых по стилю колонн (см. рисунок ниже). В эпоху Возрождения архитектура, как и все искусства, обратилась к принципам Древней Греции и Рима. Возродился интерес к классическим пропорциям, и снова вошли в практику пять ордеров. Античные идеи воплотились в новых, основанных на более совершенных технологиях элементах, таких, как высокий купол (не известный древним грекам). Архитекторы, в частности Андреа Палладио (1508-1580), заимствовали идею античного храма с колоннами для оформления фасадов зданий. Обе эти идеи были использованы Кристофером Реном (1632-1723) при возведении собора Святого Петра в Лондоне.
Тосканские (1) колонны — изобретение древних римлян, напоминают греческий дорический ордер, но без каннелюр. Дорические (2) колонны имеют простую венчающую часть, или капитель. На длинном фризе над стволом колонны лежат продолговатые блоки с вертикальными желобами (триглифы). Ионические (3) колонны характеризуются волютами (завитками) на капители, похожими на скатанный свиток. Коринфские (4) колонны имеют резные капители в виде стилизованных листьев. Композитный (5) ордер. Римляне соединили волюты ионического ордера с листьями коринфского.
Романский стиль и готика.
Наиболее ярко особенности средневековой архитектуры проявляются в оформлении окон. Например, если у собора маленькие, округлые вверху окна, пробитые в толстых стенах, — в продолжение традиций римской архитектуры. — значит, он выстроен в романском стиле. Такие окна — первая попытка впустить больше света в массивные здания, не нарушая их конструктивной целостности.
Романский стиль. Старый собор, Саламанка, Испания.
Романский стиль плавно переходит в готику. В ранней готике окна имеют стрельчатую форму, напоминающую нос корабля. Позднее эта конструкция была усовершенствована: увеличились размеры окон, их украсила ажурная резьба, подобная изысканному кружеву, сплетенному из камня и стекла. Ту же воздушную хрупкость можно найти и в других элементах зданий в стиле зрелой готики: высокие крыши и изящные контрфорсы, подобные выпирающим ребрам, будто от здания остался только один каркас.
Высокая готика. Собор в Амьене, Франция.
Готический стиль вновь стал популярен в XVIII-XIX веках, его влияние особенно прослеживается в архитектуре общественных зданий, в частности музеев и церквей. Этот так называемый неоготический стиль возник в Великобритании, а затем распространился по всему миру.
Неоготика. Музей Питта. Риверса, Оксфорд, Англия.
Барокко и рококо.
Простые классические линии эпохи Возрождения постепенно уступили место более напыщенному и декоративному стилю барокко, а кульминацией его развития стал фривольный и легкомысленный стиль рококо. Первые здания в стиле барокко были сооружены по заказу католической церкви в конце XVI века в Италии. В этом стиле строились церковные и светские здания, включая королевский дворец Версаль под Парижем и царский Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Великолепным образцом позднего барокко служит протестантский храм Фрауэнкирхе в Дрездене, Германия (фото ниже). Он был построен в 1726 году, разрушен в результате бомбежек в 1945 году, а восстановлен и вновь открыт в 2005 году.
Позднее барокко. Храм Фрауэнкирхе в Дрездене, Германия.
Модерн (ар-нуво.
Этот стиль зародился в архитектуре на рубеже XIX-XX веков. Наиболее примечательной чертой является увлечение стилизованными растительными формами как снаружи, так и внутри зданий: кованые железные балконы в виде запутанных стеблей плюща, волнообразные лестницы и балюстрады, изгибающиеся, подобно корням или ветвям с листьями, стены с изгибами, как будто выросшие из земли, а не выстроенные по строгим чертежам. Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) украсил подобными зданиями Барселону, среди них неоконченный собор «Саграда фамилия.
Модерн. Замысловатая по конструкции и декору входная дверь.
Стиль ар-деко возник в начале 20-х годов XX века. Его отличительные черты — функциональные обтекаемые механические формы и строго геометрические узоры (вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Для архитектуры ар-деко характерно использование откровенно индустриальных материалов, таких, как сверкающий хром, гладкая блестящая эмаль и обширные стеклянные поверхности.
Ар-деко. Майами-бич, США.