Также эту зверюшку называют короткоголовой летающей белкой, карликовой сумчатой летягой и австралийской белкой-летягой. «Сахарным» малыша прозвали за его пристрастие к сладкому цветочному нектару, пыльце и фруктовому соку.
Лилия Кабанова с детства увлекается животными. Как‑то в школе на уроках биологии она познакомилась с фауной Австралии и влюбилась в неё, покорённая маленькими сумчатыми зверьками.
«Конечно, тогда завести поссума в доме я даже не мечтала. Но, однажды приехав в Москву, я попала на птичий рынок и вдруг увидела это чудо. Из столицы я ехала уже с летягой», – рассказывает Лилия.
Так в обычной квартире прописался австралиец размером с ладошку с такой же длины пушистым хвостиком. Немного времени спустя к нему подселилась самочка, также привезённая из Москвы.
Несмотря на небольшие размеры, летяги требовали много пространства. Поначалу они жили в клетке. Активность проявляли по ночам. По словам хозяйки, сахарные летяги – питомцы для людей-сов: жаворонкам и детям до 14 лет они не подходят. Периодически зверьки гуляли по квартире.
«Во время прогулки наблюдать за ними особенно интересно: поссумы везде суют нос, парят в прыжке и подобно Человеку-пауку бегают по шторам, благодаря своему крохотному весу не оставляя затяжек», – говорит Лилия Кабанова.
Лилия Кабанова.
Фото из личного архива
Прогулки оказались довольно опасными для любознательных малышей, способных пролезть в любую щёлочку. Как‑то во время ремонта, когда Лилия переезжала в новую квартиру, один из поссумов ускользнул в вентиляционную шахту, где и сгинул.
После этого хозяйка заказала для своих питомцев вольер от пола до потолка, чтобы они больше не подвергались таким опасностям. В новом жилище у поссумов есть камешки и дерево, по которым они гуляют, отвлекаясь лишь на сон и еду.
В природе летяги питаются цветами и соками. Едят летающие белки очень мало – порции размером с напёрсток им хватает на сутки. В домашних условиях сахарные поссумы предпочитают фрукты и детский виноградно-яблочный сок. Обычную воду совсем не жалуют.
«Они также едят пюре и фрикадельки исключительно из белого мяса: кролика, курицы и индейки, – рассказывает Лилия. – Ещё любят йогурт, который дома заменяет им насекомых. А летом я ловила им кузнечиков, и они с большим удовольствием их съедали».
Некоторые кормовые виды насекомых продаются в зоомагазинах, так что давать их можно хоть круглогодично, только держать сверчков и опарышей в собственном холодильнике Лилия не согласна.
Первая пара поссумов хорошо ладила между собой, и периодически самка Сума производила на свет по одному детёнышу. Днём рождения летяги можно считать её выход из сумки, куда она попадает похожей на маленького червячка. Сам момент рождения заметить чрезвычайно сложно.
«В то время у меня ещё не было Интернета, чтобы почитать о зверьках. Приходилось довольствоваться скупой информацией, данной продавцом, и постигать тонкости содержания на своём опыте, – признаётся хозяйка короткоголовых белок. – Я набивала шишки на ходу. Например, я не знала, что беременную самочку нужно кормить калорийнее обычного. А мне сказали: жирного им не давать».
Поссумы завтракают ночью.
Фото из личного архива Лилии Кабановой
Лилии пришлось не раз наблюдать нелицеприятное действо: не доносив бельчонка, Сума убивала его. Она вычислила, что летяге не хватает жирных кислот, чтобы выносить малыша. После добавления самочке в пищу куриной кожи и детских гелевых витаминов с лецитином та стала хорошей матерью. Из сумки поссумёнок переселялся на мамину спину. Она носила, кормила и ухаживала за малышом, а воспитанием, играми и всем досугом занимался папа.
После первой пары у Лилии жили трое их деток: мальчик Листик, девочка Майа и её очень крупная сестра с роскошным пушистым хвостом Хвостянька. К сожалению, дети прожили меньше, чем родители.
Сейчас купить экзотическую зверюшку куда проще – найти заводчиков и договориться с ними можно в интернете. Так у Лилии и появились нынешние летяги. Из Москвы приехал Дождик, которому теперь шестой год, а через пару лет из Воронежа прибыла Искорка.
Самец на ручки к хозяйке не идёт и отличается робостью. А самочка ручная и берёт орешки прямо с губ Лилии. Чаще всего у сахарных поссумов так и бывает: в природе они живут семейными группами, ядро которых составляют самые старшие опытные самки – матриархи. Самочки остаются в группе постоянно, а самцы, когда подрастут, начинают искать новые территории, где их примет другая семья.
Дождик и Искорка живут дружно, спят в одном гнездовом домике, он её не обижает, но любовь так и не сложилась, так что ждать детёнышей не приходится.
«У них всё как у людей. Они просто не подошли друг другу, – считает Лилия. – Дождик в первую очередь любит вкусно покушать. Он и похож на шарик. Это мой первый толстый поссум. Обычно летяги отличаются стройным телосложением. В противном случае зверёк раскроет свой парашют, но не сможет нормально спланировать. Но, как видно, у всех свои приоритеты».
Поссумы – ночные животные, днём спят в домике.
Фото из личного архива Лилии Кабановой
Ещё у Лилии живёт уже не первое поколение морских свинок. Долго её любимцами была парочка из бело-рыжего пушистого мальчика и лысенькой девочки.
Когда лысая свинка неожиданно сильно заболела, то выяснилось, что в Старом Осколе никто не оперирует экзотов. Был единственный вариант – ехать в Воронеж, но до столицы Черноземья свинюшка уже не доехала.
«Человек не подумал о судьбе лысых животных. Их вывели заведомо нежизнеспособными, с большими проблемами со здоровьем. Теперь я понимаю, что лучше не создавать на них спрос», – говорит Лилия.
Сейчас в её квартире посвистывают два рыжих кабанчика. Один родился от предыдущей пары, другого Лилия купила, чтобы первый не скучал в одиночестве. Правда, межвидовой дружбы между морскими свинками и поссумами не получилось. Они живут в разных помещениях и радуют исключительно друг друга и свою хозяйку.