Большая часть средств нужна для капитального ремонта изношенных зданий учреждений профобразования.
О модернизации системы среднего профобразования в Белгородской области рассказала замгубернатора Ольга Павлова.
По её словам, сейчас Минобрнауки готовит масштабную реформу системы среднего профобразования и субъекты страны должны подготовить свои программы по этому направлению.
Белгородский регион одним из первых начал реформирование СПО – в 2011 году. Результаты этой работы – дуальное обучение в колледжах и техникумах, независимая государственно-общественная оценка квалификации выпускников, повышение престижа рабочих профессий. Сейчас в регионе 34 ссуза.
Одна из проблем техникумов и колледжей региона – в них идёт мало выпускников школ. Недобор в поселковые ссузы – в среднем 35 %. При этом в городах и крупных посёлках, где созданы привлекательные условия, заняты до 90 % мест.
Другая проблема – это изношенная инфраструктура и устаревшее оборудование. Износ зданий и сооружений составляет в среднем 55 %.
«Наиболее критичная ситуация в сельских и поселковых профессиональных образовательных организациях», – рассказала замгубернатора.
Так, в Ютановском агромеханическом техникуме здание изношено на 90 %, а недобор учащихся – почти 50 %, в Вейделевском агротехнологическом техникуме изношенность 100%-ная, а недобор – почти 60 %.
Среди положительных примеров – Дмитриевский сельхозтехникум (там студенты более 70 % времени учатся на производстве и выстроена системная работа наставников) и Яковлевский педколледж (в нём здание капитально отремонтировали в 2012-м и недобора нет).
В области решили провести модернизацию техникумов и колледжей в два этапа. На первом этапе особое внимание будет уделено сельским образовательным организациям.
Обновлять инфраструктуру будут по системе софинансирования: за счёт регионального бюджета, средств якорных работодателей и работодателей-партёров, а также денег, которые смогут заработать сами учебные заведения.
На развитие 12 сельских и поселковых техникумов и колледжей в этом году необходимо 751 млн рублей. Львиная доля суммы пойдёт на капремонт.
Второй этап модернизации – городской, его планируют запустить в 2019–2020 годах. Ситуация в этих учебных заведениях существенно лучше, чем в сельских. Предварительно на этот этап потребуется 1 млрд 890 млн рублей.
Работодателям предлагают два механизма участия в развитии инфраструктуры СПО. Первый – можно спонсировать конкретный объект, например лабораторию.
«Второй заключается в формировании регионального внебюджетного фонда развития профобразования, предполагающего добровольное внесение средств работодателями», – пояснила Павлова.
Она убеждена, что в ближайшие годы востребованность учебных программ СПО будет серьёзно расти и к 2024 году в техникумах и колледжах будет учиться на треть больше студентов, чем сейчас.
Наталия Козлова